Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях увеличения социального неравенства в мире, в Российской Федерации, в частности, является нужным сформировать гражданские компетенции по вопросам противостояния нестабильности и содействия сохранению гражданского мира, также важно актуализировать условия, необходимые для стабильного развития общества и, следовательно, государства, как надстройки, порождаемой обществом. Чем большее число народонаселения государства заинтересовано в защите данного государства, тем дольше существует государство, тем дольше транслируется культура этноса, будущим поколениям и цивилизациям. Познать условия гражданского мира возможно посредством выявления причин и следствий крушения социумов и государств, порождаемых социумами.
Историография изучения проблемы возникновения и развития государств разнообразна на точки зрения, исторические методологии и концепции. Даже при самом критическом подходе к истории нельзя забывать, что односторонний, заранее заданный подход не имеет ничего общего с подлинно объективным исследованием.
Для создания объективной картины исторических событий и процессов необходимо учитывать различные точки зрения, но ни одна из них не должна считаться единственно возможной и правильной. Необходим многоплановый охват проблемы. Причем ни негативное, ни позитивное видение событий, фактов, не должно быть игнорировано.
Цель курсовой работы - рассмотрение происхождения государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теории возникновения государств;
- провести историко-сравнительный анализ государств Древнего мира.
Объектом исследования является историко-сравнительный анализ государств.
Предметом исследования являются экономические, социально-культурные, политические причины и следствия возникновения и развития государств.
Методологической основой в исследовании выступает диалектический материализм, данный подход позволяет выяснить материальные предпосылки возникновения, развития государств, позволяет провести историко-сравнительный анализ возникновения государств, особенности развития каждого государства.
Теоретической основой исследования послужили основополагающие научные труды в сфере теории государства и права.
Курсовая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе мифологических и религиозных концепций лежат представления о божественном происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Последователи данной теории считают, что государство создается не частью общества и даже не целым обществом, а некими сверхъественными силами. Мифологические теории дошли до нас согласно письменным источникам и необходимо учитывать, что древние авторы писали данные концепции, ориентируясь на определенный социальный слой, правящий слой, поэтому наивно и ненаучно обвинять данные концепции в необъективности. Древние общества представляли собою аграрные цивилизации, зависящие от натурального хозяйства, где не было времени заниматься отвлеченными от производства сельскохозяйственных продуктов знаниями, поэтому процент грамотных людей был незначителен. Поэтому объективность не была целью данных концепций. Цель угодить грамотной правящей группе (страте). Народы же не обязательно принимали божественную концепцию как истинную.
Древнеиндийские мифологические и религиозные концепции рассматриваются в соответствии с рассматриваемой хронологией исследования и включают в себя последовательно Индскую (Хараппскую), Ведийскую, Индуистскую и Буддистскую традиции. Согласно теории британского археолога Д. Маршалла, мифология Хараппской цивилизации напрямую не зафиксирована в источниках, религия была домашней, культовых сооружений было мало, но, ее можно реконструировать по более поздней Ведийской мифологии. Как отмечал Д. Маршалл, ведийская же мифология происхождения государства как раз более известна благодаря письменной фиксации для обслуживания правящего слоя, религия перестала быть интимным, личным делом и стала делом общинным, поэтому создаются источники, объясняющие государственную власть божественным умыслом. Бог Индра, бог войны, согласно ведийскому эпосу «Ригведа», установил общекосмический и земной порядок, он же и поддерживает этот порядок . Иной бог - Варуна, выступает связующим звеном между богом Индрой и человечеством, он бог посредник.
Каждой касте соответствовало особое божество: скажем, у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья, карающий бог правосудия (Зевс — Юпитер — Один — Перун — Пяркунас — Митра — Варуна), у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес — Индра), у земледельцев — бог плодородия (Фрейр — Квирин — Велес). Мы имеем объяснение неравенства среди людей неким космическим, мифическим установлением, по меньшей мере, такого рода мифология была выгодна образованным слоям общества, наоборот, простолюдинов она вводила в заблуждение. Все сословия богоугодны и определены космическим порядком, каждому сословию покровительствует свой бог. Возникший впоследствии индуизм впитал много из ведийской литературы и вопрос о происхождении государства был не существенно отличающимся. Таким образом, ведийская традиция объясняла, что государство не создается только богатыми слоями общества для защиты или организации общественных работ. Государство вообще не орудие людей, привилегированных людей. Но, согласно ведийской концепции, государство, если служит только одному слою, обречено и необходимо к уничтожению. Данной концепции и придерживается индуизм.
Последовавший за индуизмом буддизм трактовал происхождение государства и власти, напротив, брахманской (священнослужительской) концепцией «бога-царя». Данная концепция, согласно советскому исследователю обществ древнего востока В. И. Корневу, способствовала большей абсолютизации власти .
Характерными чертами данной концепции, выполнявшей идеологические и политические функции, являются:
- включение брахманских обрядов в политическую систему власти;
- обожествление личности короля, который почитался аватарой (образом) или Вишну, или Шивы, или Индры с соответствующими сверхъестественными способностями и атрибутами последних;
- перенесение символов космического порядка или космографии на политическую культуру конкретного государства;
- провозглашение монарха с его атрибутами власти центром мироздания;
- использование древнеиндийских трактатов для обоснования функций монарха;
- право бога-царя на власть определялось его мощью, а не его нравственными достоинствами. Именно последний тезис и отличается от Индуистской и Ведийской традиций, как уже отмечалось выше, безнравственный правитель в Индуизме нуждался в отстранении от власти, в Буддизме же нравственность правителю не является необходимой.
Концепция происхождение государств от богов создается и в Древнем Китае правящим слоем. Волей божественного Неба (небесный мандат) в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т.д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба . Доктрина Мандата, не объясняющая происхождение государства не мифическими концепциями, имела и свои плюсы: она не только требовала от правителя осознания его огромной ответственности и обеспечивала верность чиновников и вассалов, она была той центральной, скрепляющей силой, что спаивала воедино все китайские народности в одну нацию. Из школьного курса обществознания под редакцией советского и российского педагога Л. Н. Боголюбова известно, что, согласно марксизму, нация явление чисто капиталистическое, отдельные группы народа сплачиваются воедино только под влиянием единства экономической жизни и взаимного торгового интереса, но у китайцев концепция Небесного Мандата сплачивали их внеэкономическими, идеологическими методами. Минус данной концепции, по мнению, российского китаеведа (синолога) Л. Н. Булдыгеровой, выражался в том, что у китайцев доктрина рождала чувство превосходства над остальными народами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грошев С.Н. К вопросу о теориях происхождения права и государства / С.Н. Грошев // Академический вестник. - 2022. - №2. - С. 35-38
2. Гусарова М.А. Понятие правосознания в современных интегративных теориях (на примере концепций А.В. Полякова и И.Л. Честнова) / М.А. Гусарова // Общество: философия, история, культура. – 2017. – №1. – С. 41-45.
3. Гусарова М.А. Соотношение правовой идеологии и правовой психологии как фактор преодоления кризиса правосознания в современном российском обществе (философско-правовой аспект) / М.А. Гусарова // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 12-17.
4. Давыдова М.Л. Трансформация правовой системы под влиянием сети Интернет / М.Л. Давыдова, В.О. Макаров // Legal Concept. – 2016. – Т. 15. – № 4 (33). – С. 50-57.
5. Жадан В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России / В.Н. Жадан // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 1 (30). - С. 365-372.
6. Любашиц В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я. Любашиц. – 3-е изд. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 526 с.
7. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 784 с.
8. Мингес И.А. Формирование национально-ориентированной правовой идеологии: некоторые проблемы / И.А. Мингес, В.В. Попов // Философия права. – 2019. – №2 (89). – С. 26-33.
9. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 464 с.
10. Носаненко Г.Ю. К вопросу об истоках сталинизма / Г.Ю. Носаненко // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - № 1 (30). - С. 26-28.
11. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018 - 392 с.
12. Пересадина О.В. Деятельностные факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел / О.В. Пересадина // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2018. – № 2. – С. 55-60.
13. Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания: монография / Ю.К. Погребная. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 192 с.
14. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2019. – 832 с.
15. Протевень А.И. Внутренняя структура правосознания / А.И. Протевень // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №5-4. – С. 172-176.
16. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Т.Н. Радько. – Москва: Проспект, 2020. – 175 с.
17. Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. Учебное пособие / Н.Я. Соколов. – М.: Проспект, 2019. – 354 с.
18. Сорокин В.В. Позитивистский подход к правопониманию: опыт, перспективы / В.В. Сорокин // Юридическое образование и наука. – 2021. – № 4. – С. 54-57.
19. Старков О.В. Теория государства и права: Учебник / О.В. Старков. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 372 с.
20. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. 5-е изд. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 528 с.
21. Умнова И. А. Конституционные основы современного Российского федерализма: автореф. дис. к. ю. н. / И.А. Умнова. – М.: МГЮА, 2021. – 29 с.
22. Черных А.В. Правовой нигилизм как антипод технологической культуры / А.В. Черных // Правовое государство: теория и практика. – 2018. – №1 (51). – С. 48-53.